×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+

10 советов родителям от директора школы

16 октября 2017 Дети

 

Есть школы, в которых учатся какие-то особенные дети: свободные, умные, творчески мыслящие. Как получаются такие ученики? Что могут сделать для этого родители? И надо ли переживать из-за оценок, домашки и далекого ЕНТ?

Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»

1.  Ищите «вашу» школу.  Не надо приходить к директору и спрашивать: «А какая будет программа по математике, а какая – по русскому?» Я обычно отвечаю родителям в таких случаях: «Вы психи! Вы отдаете ребенка в школу на одиннадцать лет, это же самые важные и интересные годы! Не воспринимайте вы школу как камеру хранения и не спрашивайте про программу. Вас должны интересовать другие вещи: походите по школе, посмотрите на лица учителей. Ребенку в первую очередь должно быть в школе интересно, вот главное».

2.  Задавайте правильные вопросы. Когда генерал де Голль был маленьким и приходил домой из школы, мама его не спрашивала: «Как ты отвечал?» Она спрашивала: «Какие вопросы ты задавал?» И это круто!

Воспитание – вещь на самом деле простая. Это поиск точек совместного проживания жизни с ребенком. И чем больше этих точек, тем лучше. Учитесь делать это, не подстраиваясь под ребенка, а каким-то образом формируя его. Но для этого надо постоянно, с интересом погружаться в то, что происходит с ребенком.

3.  Включайтесь в школьную жизнь. В нашей школе мы специально моделируем ситуации, чтобы родители чаще бывали в школе, выходили на сцену в школьных концертах, что-то еще организовывали. И всем это очень нравится!

Будьте на связи с учителем. В любой школьной проблеме можно разобраться, только тщательно вникнув в ситуацию, прожив ее вместе с ребенком. Если в школе ребенку плохо, это факт, а почему – надо искать. Может, его кто-то обидел случайно, может быть, и учитель обидел. Иногда учитель не понимает, что он такого сделал. А я говорю: «Не важно, что именно вы сделали, главное – ребенку стало от этого плохо. Значит, надо вернуться к этому, разобраться, извиниться». Я не знаю другого способа, только разговаривать.

4.  Поддерживайте, когда интерес  к учебе падает.  Это будет происходить всегда, обязательно, со всеми детьми, и это родителям надо просто пережить. Главное – спокойно. Класса с седьмого по девятый дети почти не могут учиться, но этот период так или иначе пройдет. Особенно если родители будут помогать.

У одной нашей девятиклассницы были проблемы с учебой, и ее мама, в попытках найти для нее идею будущей профессии, вместе с ней ездила по приютам для животных. Мама сама предложила дочери в будущем заниматься собаками, потому что девочке это нравится. И в результате девочка решила поступать в ветеринарное училище.

Важно дать детям больше разных возможностей для образования, надо что-то придумывать все время, не только уроки, но и экскурсии, экспедиции.

Или вот у нас родители придумали такой проект: они собирают пятиклассников и читают им какую-то свою книжку, не из школьной программы. Дети на подушках лежат, читают по очереди, делают из бумаги что-то, аппликации, пьют чай. Образование – это творчество, и скоро оно перестанет быть классно-урочным.

5.  Уважайте достоинство ребенка. Недавно была тронувшая всех история про детей и социальные сети. Да, это неконтролируемая сфера: кто-то случайно подглядывает, кто-то задает ребенку вопросы. Раньше спрашивали: «С кем ты там на улице гуляешь, кто твои друзья?» – теперь: «С кем дружишь в интернете?» Да, нужен контроль, но важна и деликатность!

Сегодня процесс образования – это и так процесс принуждения, так что важно помнить о чувстве достоинства ребенка и деликатности. Тут нет однозначных рецептов и советов «как надо», приходится пробовать. Нам только кажется, что если нам дана возможность заводить детей, то это все, мы по умолчанию отличные воспитатели. Быть педагогом сложно, это правда.

Дима Зицер, основатель школы НО «АПЕЛЬСИН», директор Института Неформального образования INO

1.  Домашнее задание – это всего лишь домашнее задание. Хотите помочь? Помогите. Не хотите и не просят? Не лезьте! Это не ваше задание. Не выдумывайте, что, портя отношения с любимым человеком из-за домашних заданий, вы помогаете ему. Вы только портите ему жизнь. Дайте ребенку самому определить важность уроков. Да-да, и в первом классе тоже. Никогда не ставьте личные отношения в зависимость от них.

2. В оценках ничего хорошего нет. Но если школа хочет именно таких отношений с вами, что ж, отнеситесь к этому с юмором. Оценки опять-таки не имеют никакой связи с отношениями между любимыми людьми. Это просто реакция третьего человека (часто субъективная) на определенные действия вашего сына или дочери. Ребенок должен знать: оценки – всего лишь некая неуклюжая обратная связь, которую учитель почему-то не может дать ему словами. Кстати, я хотел бы посоветовать уже в первом классе вступать во взаимодействие с учителем и просить его организовывать встречи, на которых ребенок, родитель и учитель могли бы свободно обменяться впечатлениями и пожеланиями.

3. Не бойтесь ЕНТ. Даже если вас пугают им с первого класса. Не бойтесь, потому что его по сути нет. Это просто такая примитивная проверка государством самого себя. Вы в определенном смысле тут ни при чем.

4. Самое главное – чтобы ребенок был любопытен. По максимуму. А для этого нужно быть любопытным самому и показывать ребенку пример. И, конечно, не говорить ему что-то вроде «не суй свой нос в чужой вопрос». Это прекрасно – везде совать нос, это основа желания учиться!

5. Лучшее, что вы можете сделать, –  это создать для ребенка тыл. Вот чтобы дома у него была не еще одна передовая, а настоящий тыл. Где можно расслабиться, быть собой, просто «потупить» на диване. Помните, пожалуйста, что жизнь вашему ребенку, к сожалению, усложнят и без вас. И наша родительская роль – не помогать, а изо всех сил сопротивляться этому. Так вот: подарите ему покой.