18+

Как научить ребенка достигать целей?

19 августа 2017 Дети

ребенка

Юрий Строганов рассказал «ДО»  о том, как научить детей достигать целей.

Достижение целей – ценный навык. И чем раньше вы научите этому ребенка, тем проще он пойдет по жизни. В детском саду, в школе, в творчестве – везде важно уметь доводить дело до результата.

Личный пример

Для того чтобы ребенок научился достигать целей, прежде всего, нужен родительский пример. Покажите ребенку, как вы это делаете сами. Поставьте при нем цель и отчитайтесь об ее достижении. Например, мама может проговорить: «Я хочу приготовить сегодня борщ. Для этого мне нужно сварить бульон, порезать овощи и сделать зажарку. Борщ будет готов к трем часам дня». Попросите ребенка отследить этапы выполнения и оценить в конце, насколько получилось достичь поставленной цели. Совместно поставленные и достигнутые цели очень важны на первых порах обучения ребенка. С малышами начинайте с простого, например с построения башни из конструктора. С более взрослыми детьми готовьтесь к экзамену или вечеринке. Двигаясь вместе с ним как доверенное лицо, вы помогаете процессу постановки и достижения целей встроиться в жизнь ребенка.

Вера в цель 

Следующий шаг – развитие веры в реалистичность цели. Для этого есть два инструмента:

1. Постоянно практикуйте постановку и достижение целей (маленьких и больших). Делайте это на реальных жизненных задачах, играя или по-серьезному (лучше чередовать оба варианта) и не забывайте праздновать результат. Обязательно проговаривайте с ребенком, что у вас получилось сделать.

2. Поддерживайте ребенка в его целях. Запретите себе отвечать «это невозможно», «так никогда не получится». Лучше скажите: «О, классная цель! Давай попробуем ее достичь!» или «Думаю, будет сложно, но уверен у тебя получится!» И не забудьте спросить, нужна ли ему ваша помощь.

Эго и гордыня

В постановке и достижении цели скорее всего придется поработать с эго. Во время командной игры обратите внимание ребенка на те моменты, когда в нем поднимается гордыня, эго говорит ему, что он лучший и крутой, а остальные неудачники. И объясните, что при таком поведении люди не захотят иметь с ним дела. Важно показывать ребенку, что достигать целей в команде, выгоднее, ведь совместный результат больше, чем индивидуальный. А там, где давит эго, появляется опасность растерять команду.

Поиграйте в командное достижение цели семьей. Пусть ребенок будет лидером в выбранной задаче. И если его начнет заносить в гордыню, то остальные могут отреагировать, например, саботажем. Однако тут важно не «переиграть», иначе это перестанет быть поддержкой. При обсуждении расскажите, что игра указывает ему на определенные качества и поведение в определенных ситуациях (слова подбирайте, разумеется, в зависимости от возраста ребенка).

Обратная связь 

Всегда помните про корректную обратную связь. Если вы будете только критиковать, то ребенок может не захотеть больше играть. Для корректной обратной связи:

1. Сначала спросите разрешения ее дать. Без согласия ребенка не давайте обратную связь, ждите следующего благоприятного момента.

2. Отметьте позитивные, сильные качества ребенка и действия.

3. Расскажите ему, что можно улучшить.

Соотношение второго и третьего пунктов должно быть примерно 5 к 3, то есть на пять сильных качеств или действий назовите три качества, которые можно улучшить. Избегайте резких высказываний типа «ты плохой» или «ты плохо сделал», используйте мягкие формы: «мне кажется, было бы лучше, если бы ты…».

Запомните этот инструмент, как позитивную обратную связь. Давайте ее по запросу и так, чтобы у ребенка возникло естественное желание двигаться и развиваться. Для этого нужно действительно хотеть поддержать и действовать из любви, радости и игры.

Если у ребенка с детства есть позитивный опыт, где в игре или в жизненных обстоятельствах он при вашей поддержке или самостоятельно достигает целей и проявляет себя как лидер, у него не возникнет проблем, когда он придет во взрослую бизнес-команду. Он будет руководить исходя из общей цели, позитивных намерений, действуя экологично в отношении других людей. Его не будут волновать вопросы, как достичь больше всех или откусить самый большой кусок пирога. А значит, с этим не придется разбираться психотерапевтам, которые сегодня «чинят» людей, не прошедших через такую подготовку в детстве.

Автор: Юрий Строганов