×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+

Какова цена идеальной семьи?

17 октября 2017 Психология

В последнее время ярким общественным трендом стало возрождение семейных ценностей и всесторонняя поддержка семьи. Но понимаем ли мы, что вкладывает общество в понятие «хорошая семья», а главное, какая роль отведена в ней детям?

Семейный счет

Как представитель женской  организации, я много работаю с людьми. Мы обсуждаем взгляды на разные аспекты жизни, в том числе и на семью. И то, что я замечаю, не кажется мне утешительным. Если взять срез мнений, представление об этакой среднестатистической «хорошей семье», мы увидим, что на переднем плане располагаются ценности материальные, я бы даже сказала потребительские. Критериями хорошей семьи является наличие благ: собственной недвижимости (вплоть до района проживания), автомобилей определенных лет и марок, возможность выезжать на отдых за рубеж. Когда речь заходит о детях, становится важным, в каком учебном заведении учится ребенок, с какими результатами и в целом насколько прилично себя ведет.

Если рассуждать с точки зрения истории и культурологии, наверное, такие ценности выглядят понятными и оправданными. Те, кто прошел время лихих 90-х, хорошо знают цену материальным вещам и склонны мерить успешность именно такой мерой по вполне понятным обстоятельствам. Вот почему для нас американская мечта быть self-made, добиться достатка самому, превращается в постсоветскую – просто иметь этот достаток и благополучие.

Только, к сожалению, такие ценности на переднем плане маскируют не всегда приятную изнанку. Например, в отчете UNICEF я вижу, что среди 186 стран мира Казахстан занимает второе место по суициду среди подростков. Пресса рассказывает нам о том, как молодые девушки бросают своих новорожденных детей из окон автомобилей и в придорожных туалетах…

Источники кризиса

С точки зрения психологии проблемы ребенка всегда растут из семьи. С большой долей вероятности можно утверждать, что либо в семейном укладе что-то не так, либо требования слишком жесткие, либо ребенку попросту некому выговориться, чтобы почувствовать себя живым и нужным. Семья – это система, где каждый элемент влияет на другой. Если проблемы у ребенка, значит, что-то не так со всей системой, с ее правилами и актуальной ситуацией. И если в этой общности что-то происходит, например развод, переезд, рождение нового члена семьи, это отражается на всех и к этому нужно быть готовыми.

Когда я читаю о самоубийствах детей после ЕНТ, все внутри сжимается. Как должны постараться школа и родители, сколько ужаса должен испытывать ребенок, насколько весомым должен ему казаться результат этого теста, чтобы единственным выходом виделся такой шаг?

В рамках проекта TEENS мы проводим тренинги для родителей по важным темам: профориентация, подготовка к ЕНТ, сетевая безопасность. И, к сожалению, встречаем довольно жесткие установки:

«Я знаю, где должен учиться мой ребенок. Ну и что, что не тянет. Ну и что, что не нравится. Вырастет – оценит».

«Ужас! Мой 11-классник собрался работать на СТО!»

«У моего ребенка хорошие успехи и в математике, и в музыке. Сейчас я выбираю школу. Скорее всего пойдет в физмат. Что за занятие – музыка?»

«А давайте я вам его приведу, и вы его там проработайте, чтобы не сопротивлялся и делал, что я говорю?»

Между тем мы даже не знаем, какие профессии будут востребованы, когда наши дети станут выходить на рынок труда. Запрещаем им мечтать, ставим собственные рамки. Не позволяем им ошибаться и учиться на своих ошибках, а это прямой путь к потере интереса ко всему вообще. Не редки сейчас запросы «мой ребенок вообще ничего не хочет». И не видят родители связи между тем, что перегружали чадо, навязывали ему слишком много, и текущей апатичностью. А ведь он просто разучился хотеть и выбирать вашими же стараниями!

Также психологи говорят, что семья – это первая среда для детей. Ребенок растет и впитывает все ценности и модели поведения взрослых, то, как они сами поступают и реагируют на различные жизненные ситуации, а не то, что они обычно говорят о них и о том, как «надо». Не зря утверждают: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, все равно они будут похожи на вас». И если мы сами ежедневно транслируем потребительские ценности в попытке приобрести, к примеру, новый гаджет, дети это безусловно считывают. Няня вместо мамы, которая тем временем зарабатывает на обилие новомодных кружков и секций, – это тоже довольно типичная картина сегодняшнего дня.

Дети, молодежь всегда выступают лакмусовой бумажкой для общества. Их психика более чуткая, уязвимая, остро реагирующая. И невероятно печально, что только такими крайними способами они могут достучаться до нас, взрослых. Людей, принимающих решения.

Вклад, который окупится

Я не сторонник отказа от материальных ценностей для поиска нирваны и просветления. Я лишь хочу сделать акцент на расстановке приоритетов, в которых комфортно будет взрослеть нашим детям.

– Что важнее семье: правильный или живой ребенок?

– Успешный и вечно занятый или счастливый и находящий время для общения с вами взрослый ребенок?

Для меня большая загадка: как теряется связь между родителями и их обожаемым малышом? Уж не та ли безостановочная гонка за успешностью и хорошим фасадом стирает границы элементарного внимания к ребенку как отдельному человеку, а не части семьи, продолжению рода?

Безусловно, необходимо много внутренней мудрости, чтобы принять детей такими, какие они есть: с ограничениями, плохим характером, с их собственным рисунком жизненного пути на ладошке. Понять, что ребенок – это не чистый лист, на котором взрослый что-то напишет или нарисует. Чтобы быть рядом, помогать, когда это действительно нужно, и отпускать, когда приходит время, справляться со своими сомнениями и страхами. Все это зависит от того, насколько гармонично родитель реализован в своей роли. И этот вопрос не должен превращаться в вопрос к ребенку, насколько тот соответствует требованиям и видению родителя.

Практикующие специалисты отмечают, что как только ослабляется поток завышенных родительских ожиданий, у ребенка появляется много дополнительной энергии на то, чтобы жить, выбирать, пробовать. Даже на то, чтобы к экзаменам лучше готовиться.

Речь не о попустительстве в режиме «пусть делает, что хочет». В каком бы возрасте ни были дети и как бы активно ни демонстрировали свою взрослость и желание автономности, они все же нуждаются во взрослом рядом, в некоторых ориентирах. Только принимать их они готовы на равных, с позиции уважения к их собственным внутренним потребностям и склонностям, с позиции совета, от которого могут отказаться, а не ультиматума.