×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+

Личный опыт: мой ребенок учился сам

20 ноября 2017 Дети

Колумнист Дарья Королькова поделилась с «ДО» своим опытом. Она не проверяла домашние задания своего ребенка.

Моя дочь заканчивает школу, и теперь я могу сказать, что у меня все получилось. До последнего года я не была уверена, что поступаю правильно, более того, я ни в коем случае не утверждаю, что подобная схема подойдет абсолютно любому ребенку. Но у нас она сработала, и, возможно, этот опыт окажется кому-то полезен.

Начну с теории. Я не считаю, что все изучаемое в школе человеку действительно нужно – это раз, и изучить даже необходимое нужно именно в школе – это два.

Я не считаю, что возникший некогда пробел может повлечь фатальные и трагические последствия. Я не считаю школьную систему контроля над качеством приобретенных знаний достаточно эффективной и объективной. До тех пор, пока забытая тетрадка с правильно выполненным заданием – это двойка, а помарки – это снижение отметки на балл.

Я убеждена, что основным мотивом для получения знаний (помимо природного любопытства) являются необходимость и желание эти знания применять. И я уверена, что человек учится эффективнее и быстрее, когда оно ему НАДО. Иначе говоря, я считаю, что ребенок научится складывать и вычитать в любом случае, поскольку этот навык необходим ему в жизни. В магазине, например. И умножать научится, потому что это быстрее, чем складывать.

Я уверена, что приобретение любого навыка завершается радостью от осознания «я могу», если в процессе приобретения навыка ребенка положительно стимулируют и придают уверенности, не подгоняют, не сравнивают с другими и не выражают разочарования, даже если испытывают таковое.

Еще я думаю, что каждый ребенок хочет быть хорошим, одобряемым и поощряемым, и никто не мечтает быть ругаемым и порицаемым. Любой ребенок в возрасте 6–7 лет хочет быть успешным, принимаемым обществом. Период протеста начнется существенно позже.

Поэтому на начальном этапе я исходила из предпосылки, что мой ребенок хотел бы учиться хорошо – раз, обладает свойственным детям любопытством – два, и я как взрослый человек смогу найти способы заинтересовать ребенка в приобретении новых знаний – три.

Никогда ребенок не должен быть наказан за школьный провал лишением внешкольных мероприятий. Если мы проводим аналогию школа=работа, то очевидно, что мы все были бы страшно возмущены, если бы муж лишил нас похода в ресторан за не вовремя сделанный на работе отчет. Наказать – значит ввести в сознание ребенка мысль о том, что его учеба – для мамы. Или – во избежание наказаний.

Теперь к практике, в которой все будет не так однозначно. Моя дочь пошла в первый класс, и формально домашних заданий им не задавали. Формально, потому что обязательно было что-то, что нужно доделать или повторить дома. За недоделывание и неповторение двоек (как и других отметок) не ставили, но публичное порицание учительница себе позволяла. В духе: «А вот Леночка дома позанималась, поэтому Леночке мы дадим наклеечку, а тебе нет».

К середине первого класса я заметила опасную тенденцию: дочь не делала «уроки», пока я не приду с работы, не потому, что не понимала, что и как надо сделать, а чтобы гарантированно получить безупречный результат. Сначала я искренне влипла в это вот «посиди рядом», «посмотри, правильно?». А потом подумала, что ничем хорошим это не закончится. Признаюсь, меня ужасают истории о том, как мамы сидят с семи-, восьми- и даже девятиклассниками до поздней ночи, потому что иначе «он ничего не выучит». Я свою задачу видела в том, чтобы она выучивала сама.

Я всячески стимулировала ребенка сравнивать себя не с другими, а с собой. Не «Маша может, а я нет», а «Я вчера не могла, а сегодня могу». Это помогает нагляднее показать прогресс, и у ребенка не возникает ощущения «сколько ни старайся, все равно не получится». И я проедала крошке плешь на тему «ты способная, умная, у тебя все получится, если сегодня не вышло – выйдет завтра, мы никуда не спешим, у тебя получится».

Первое, к чему я пришла уже через пару месяцев: ребенку не столько трудны задания, сколько сложно организовать себя и взяться за них. Слишком многое отвлекает. Мы начали рисовать планы. Прямо таблицу: порядок действий. Сначала легкие предметы, с ними дите справляется быстрее, галочек становится больше и возникает ощущение, что продвигается она реально быстрыми темпами. Сделала – поставь галочку. Это сильно упростило процесс, и ребенок наглядно понимал, сколько сделано, а сколько впереди. Вечером я просила показать схемку. Восхищалась организованностью, количеством проделанной работы, просила показать тетрадки. Если в тетрадках кошмар – говорила, что мы достигли нереального прогресса в количестве работы, и в схемку пора вводить качество. Никогда не требовала переписать. Как написала – так ты умеешь на сегодня.

Конечно, воспоследовали вопли: «ААА, учительница будет недовольна, скажет, что я не старалась, ААА!!!» На что я реагировала крайне спокойно: «Ну, завтра будешь аккуратнее. Сегодня что сделано – то сделано. Никаких ночных бдений. Забыла про задание вообще – перед уроком подойдешь к учительнице и скажешь об этом». – «Мне двойку поставят!!!» – «Ну и поставят, не конец света. А к следующему уроку сделаешь оба задания». Я старалась всячески снизить пафос оценки и привить личную ответственность за уроки. (Это я сухой остаток излагаю, а так и в ванной рыдала, вы не думайте.)

Следующим этапом стало включение режима «мама – не идеал, не гуру и не всемогущий Брюс». Я при ребенке намеренно сетовала, какая нынче сложная у детей программа. Ах-ох, мы такое в пятом учили! Детке это страшно льстило. Иногда мы обе бежали к папе: «Ты не поверишь! Я не решила, а она – в три счета!»

К концу второго класса проверяла я только сам факт выполнения заданий. То есть чтобы в тетрадке была домашняя работа от сегодняшнего числа. Если ее не было, я не ругалась. Я спрашивала, что помешало сделать. Устала? Нормально. Забыла? В следующий раз не забывай. Не поняла, как? Давай разберемся. Я доносила, что оценка – это не вердикт, а информация. 5 – ты справилась, продолжай в том же духе. 4 – обрати внимание, тут у тебя пробел. Займись им. 3 – ты пока не готова к заданиям такой сложности, потренируйся еще.

Я постоянно подкидывала ей ситуации, когда надо применить знания или задуматься об их нехватке. «Посчитай-ка, нам надо 2 пачки макарон по Х тенге, кило помидоров по Х тенге и
3 пакета кефира по Х тенге, останется ли на шоколадку тебе, если у меня всего Х тенге?»

Уроки пока шли со схемкой, но постепенно крошке стало лень ее заполнять, и она начала забывать, что задано. Ничего, пережили трехмесячный откат в успеваемости. Тренировали память. Пока еще я иногда помогала ей с заданиями, но иногда нарочно допускала грубую и очевидную ошибку, просила ее перепроверить, соответственно, она еще раз прорешивала или проверяла написание.

В 3-м классе я сказала, что больше не буду проверять даже сам факт делания уроков, потому что это более не моя зона ответственности. Готова отвечать на вопросы или помогать, с радостью послушаю стих или доклад, но по запросу (от нее, не от меня).

Начали допзанятия внешкольные вводить, дочка очень хотела. Мы всегда разрешали попробовать новый кружок и никогда не препятствовали бросанию старого. Исходили из позиции «дополнительные занятия должны быть исключительно в радость». Пару раз пришлось всерьез обсуждать, что следует бросить, чтобы подтянуть русский и окружайку, детка мобилизовалась сразу же.

В 4-м классе возникла тема «Я хочу в школу с профилем», спасибо химическим опытам и биостанции. Я в химии и биологии ноль, соответственно, предложила, что подберу школы, но подготовка целиком на ее совести. Она поступила в лицей. Она далеко не отличница, но учится вполне прилично, хотя и разовые двойки, и тройки у нас не редкость. Примерно с 8-го класса я в принципе не понимаю, что они там учат и как. Но она учится сама, она это УМЕЕТ. Чему я рада – она никого не винит в своих оценках и не получает их для меня или папы. Она знает, что ее победы – это только ее победы, а ее провалы – это только ее провалы.

Самое главное, что мешало мне все это проделать без кидания на стенки, это СТРАХ УПУСТИТЬ. Я контрол-фрик, и мне было очень трудно. И только мантра «ребенок хороший, он стремится стать лучше, если его не запугать и не забить» помогла мне продержаться.