×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+

Совет легендарного учителя: как развить в ребенке талант?

25 сентября 2017 Дети

Говорят, каждый ребенок талантлив. Легендарный учитель, основатель теории Гуманной педагогики Шалва Амонашвили и его сын, психолог Паата Амонашвили эту мысль подтверждают. Главное, по их мнению, вовремя этот талант в ребенке распознать. Как это сделать? Семья Амонашвили делится советами с «ДО».

Не давите на ребенка

Прежде всего, запомните: точных критериев, чтобы определить талант, не существует! «Все дети разные, – говорит Шалва Амонашвили. – Кто-то проявляет себя с детства и прекрасно играет на скрипке, а в ком-то талант скрытый. Бывает, удивляешься: ходил себе ребенок, ходил – и вдруг начал писать рассказы или компьютерную программу придумал. А его ведь совсем в другом ключе развивали, в этом направлении не поддерживали. Хотите выявить способности своего ребенка с раннего возраста? Не давите на него! Иногда родители принуждают детей, например, играть на музыкальном инструменте, а ему не нравится. Скажите: вы сами с удовольствием делаете то, что вам не по нраву? Поэтому не нужно ребенку ничего навязывать, пусть у него будет чувство свободы выбора. Водите его в разные кружки, покажите разные виды творчества и спорта. Пусть пробует, интересуется, в результате он обязательно остановится на чем-то. К занятиям по душе образуется привязанность, так что риск, что ребенок забросит увлечение, сильно снижается».

Но ребенок может устать

И сказать вам, что больше не хочет заниматься. «Некоторые родители начинают за это ребенка ругать, упрекать в безответственности, – рассуждает Шалва Александрович. – Но все имеют право на усталость. Не бойтесь просить ребенка! Попросите его подумать, правда ли он хочет бросить занятия или ему просто нужен отдых, вспомните, что ему нравится в его деятельности, обсудите его успехи, если они есть. Покажите известные примеры, мотивируйте. Но если даже после всего этого вы постоянно сталкиваетесь с отказом ребенка, подумайте: может, это и правда не его? Дети обычно это чувствуют».

После трех уже поздно

Всем молодым родителям Паата Амонашвили рекомендует прочитать книгу Масару Ибука «После трех уже поздно». «Кратко суть книги в том, что основное развитие детей происходит до трехлетнего возраста, – рассказывает Паата Шалвович. – Все закладывается в этот период, часто мы просто не способны увидеть талант в зачаточном состоянии. Нам кажется, ребенок просто бегает и вертится, мы даже останавливаем его: «Не делай, так нельзя!» – а он на самом деле импровизировал, и это был танец. Будьте внимательнее».

Делай сам

Семья Амонашвили руководит собственным детским садом – для него они написали программу, которую сегодня практикуют в других садиках, скачать ее можно на сайте amonashvili.com. Одна из особенностей этой программы заключается в принципе: захотел научить ребенка чему-либо? Так возьмись за это сам!

«Если я общаюсь с детьми, хочу научить их, я не призываю их к деятельности, – говорит Паата Шалвович. – Я сам начинаю что-то делать. Однажды я приехал в город, где был детский сад, взявший нашу программу, и им нужен был мастер-класс. Я пошел к детям, которых прежде не видел, и должен был учить их письму, чтению и рисованию. Что я сделал? Я не стал призывать детей. Я просто подошел к доске, начал на ней писать и вслух размышляю: «Интересно, получится ли у меня написать слово «дом»? А слово «солнце»? И вся группа собралась вокруг, стала болеть за меня. Писал я с ошибками, и они все с таким жаром включились, стали мне «помогать» писать, затем «учить» меня считать и рисовать! То есть я поставил ситуацию так, что они учили меня – и им это нравилось. Но на самом деле дети развивались сами – и с большим удовольствием, потому что у них не было чувства, что все эти занятия им навязал взрослый».

Уважайте характер

«У талантливых детей особенно ярко заметен характер, – считает Шалва Амонашвили. – Это результат энергии, прохождения препятствий в работе. Так что уважайте характер вашего ребенка, но ни в коем случае не заискивайте перед ним: «Ты звезда, ты лучше всех!» Не делайте его заложником таланта, вечно жаждущим успеха и ищущим одобрения. Ребенок должен спокойно развиваться. Его можно хвалить, но нельзя внушать, что он лучше, чем другие. Любая неудача станет тогда для него разочарованием, да и высокомерие развивать в нем ни к чему».

Как вырастить полиглота?

В Казахстане, учитывая национальную программу трехъязычия, этот вопрос особенно актуален. Но ответили на него давно – разрабатывая теорию Гуманной педагогики, Шалва Александрович доказал: с ребенком просто нужно говорить на нескольких языках с рождения по определенному алгоритму. Живое доказательство этой теории – Паата Шалвович, в совершенстве владеющий грузинским и пишущий книги на русском языке.

«Алгоритм прост, и мы практикуем его в детском саду, – объясняет Паата Амонашвили. – У нас три воспитательницы, говорящие с детьми на трех разных языках. Время распределено между ними равномерно. Каждая воспитательница говорит строго на отведенном ей языке и не вставляет ни слова из других языков. В семье вы можете организовать это так: папа говорит с детьми только на казахском, мама на английском, бабушка на русском. Если дети поначалу сбиваются, не ругайте и не заставляйте их говорить на языке. Важно, чтобы у ребенка было положительное восприятие языка – оно и так уже заложено, ведь на нем говорит любимый человек, поэтому ребенок примет любую форму общения. Если вы с малых лет нанимаете ребенку няню или учительницу по языку, главное, что вы должны от нее требовать, – быть веселой, хорошей и любить вашего ребенка. Поначалу дети любят не предмет и не язык, а учителя. Будет отрицать его – отторгнет и язык».

Имей сто друзей

«У таланта есть и обратная сторона, – говорит Шалва Амонашвили. – Таких детей могут травить в школе. Поэтому, взращивая талант в ребенке, не забывайте об элементе воспитания! Поговорите с классным руководителем, чтобы он неосторожными словами не настроил других детей против вашего ребенка: «Вот она умная, а вы до сих пор пишете с ошибками!»
Говорите и со своим ребенком. Учите его быть дружелюбным, отзывчивым. Объясните, что давать одноклассникам списать – это нормально. А может, они в свою очередь умеют то, чем не обладает он, и однажды они ему помогут?» Пусть талант вашего ребенка расцветает в благоприятных для него условиях».

 

Интервью и текст: Данара Курманова