×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+

Что делать если ребенок тревожный?

26 августа 2017 Дети

Ваш ребенок часто не уверен в своих силах, всего боится, волнуется по множеству поводов, он не такой активный и смелый, как его сверстники. Вам даже кажется, что вы как-то неправильно его воспитываете. А как правильно?

Характер или стресс

Есть разница между тревожностью как эмоциональным состоянием (ее называют ситуативной тревогой) и тревожностью как личностной особенностью.

Ситуативная тревога – закономерная реакция ребенка на новую и не вполне понятную ситуацию, если эта ситуация значима. Например, многие дети склонны волноваться перед контрольными, при переходе в новую школу, перед поездкой в летний лагерь.

А тревожность как черта характера проявляется в том, что у ребенка особенно легко и часто возникает состояние тревоги, причем по любому поводу. При благоприятных условиях она может сгладиться с возрастом (в норме – чем старше человек, тем сложнее и совершеннее становятся его механизмы совладания), но совсем вряд ли пройдет.

Почему он такой?

В основе тревожности как личностной особенности лежит сочетание двух факторов: высокой чувствительности ребенка и сильной истощаемости его нервной системы.

Если у ребенка сильная нервная система или низкая чувствительность, то даже очень тревожные родители не смогут сформировать у него тревожность как черту характера. Ребенок будет либо недоумевать «чего это они про это парятся», либо не понимать, зачем так сильно переживать, когда надо «просто сделать вот так».

А вот чувствительный и истощаемый ребенок «заражается» родительской тревогой очень легко. Если тревожность характерна для мамы или папы, то рекомендация не демонстрировать свою неуверенность ребенку и хотя бы внешне оставаться спокойными вряд ли выполнима. Но у таких родителей есть значительный ресурс для помощи ребенку: они хорошо знают, каково это – быть таким чутким и уязвимым. Они лучше понимают трудности, могут поддержать и поделиться своим опытом.

Получается, что для формирования общей тревожности нужны изначальные биологические предпосылки. Если вам достался тревожный ребенок, это не значит, что вы сделали что-то ужасное своим воспитанием, просто он – вот такой.

Однако тревожность в отдельных сферах действительно может возникать под влиянием взрослых. В частности, когда ребенок чувствует, что он раз за разом не оправдывает ожидания значимых взрослых, не справляется с какой-то важной для него жизненной задачей, а помощь не приходит.

«Я всю жизнь был толстым. Одноклассники меня дразнили и задирали. Я не знал, что делать. Мама предлагала «не обращать внимания», папа рекомендовал «быть мужиком и дать в морду». Вы пробовали не обращать внимания, когда вас со всей дури толкают в спину и кричат: «Привет, жиртрест!»? Такое сложно не заметить. А в морду давать я никогда не умел, не могу ударить человека. После всех этих разговоров с родителями я чувствовал себя окончательным ничтожеством, который не то что не способен сам придумать, как решить свои проблемы, но даже не может следовать таким простым советам. Мне хотелось, чтобы школа сгорела, а я заболел посильнее».

«Наша математичка действовала на меня, как удав на кролика. С пониманием математики никаких проблем не было, но я не выносила ее ора и издевок. Я была такой тихой, что мне никогда от нее не доставалось, но я все время ждала, что однажды она меня заметит. С самого утра у меня начинал болеть живот и тошнило. Стоило мне остаться дома, как все быстро проходило. Мама думала, что я притворяюсь».

Как ему помочь

Если тревожность – личностная особенность, присущая вашему ребенку, важно создать ему комфортные условия для жизни.

Реалистичные родительские ожидания. Тревожный ребенок – это ребенок истоща-емый и ранимый, поэтому не стоит пытаться всеми силами делать из него лидера, душу компании, отважного героя. Да, он вот такой, уважайте это и не стремитесь изменить.

Много поддержки и похвалы. Поддержкой будет и спокойное отношение к неудачам (но спокойное – не значит равнодушное), и проговаривание с ребенком позитивных изменений, которые вы замечаете («раньше ты этого не мог, а теперь можешь»), и готовность сочувственно выслушать страхи и опасения. Важны теплые и эмоциональные отношения в семье, и просто обязательны похвала и отмечание любых достижений. Не бойтесь перехвалить, это практически невозможно, такие дети очень критичны к своим способностям и успехам.

Щадящий режим. Увы, как бы ни хотелось вам открыть ребенку «бескрайнее море возможностей», жизнь в формате «драмкружок, кружок по фото» не для его нервной системы. Больше отдыха и любимых дел, меньше нагрузок.

Стабильная, предсказуемая обстановка. Это касается и общего устройства жизни, и эмоционального фона в семье. Конечно, в жизни всегда есть место неожиданностям, неприятностям и конфликтам. Но тревожный ребенок – это ребенок очень чуткий, он интуитивно считывает настроение родителей и очень переживает, если что-то не так. Ему важно понимать, что происходит, например, если родители ссорятся. Без ваших пояснений он может напридумывать остросюжетных событий, зайти далеко в фантазиях и страхах.

Признание особенностей ребенка и совместный поиск решений, которые могли бы ему помочь не так сильно тревожиться в разных ситуациях. Главное, чтобы это был именно совместный поиск, а не предложение ребенку вашего способа – то, что подходит вам, может совершенно не подходить ребенку.

Ситуация успешности. Помогите ребенку найти хотя бы одну сферу, где он будет способен самоутверждаться, делать что-то лучше других (или хотя бы на том же уровне, что и большинство детей). Ощущение успеха очень важно.

Школьная тревожность

Конечно, тревожным детям в школе всегда сложнее, чем их менее восприимчивым сверстникам. Часто школа становится нелегким испытанием для ребенка, и если в первые годы обучения можно специально найти мягкого и терпеливого учителя, то в средней и старшей школе важно позаботиться о том, чтобы у ребенка было какое-то значимое и приносящие ему удовольствие дело помимо школы, на случай, если дела пойдут не блестяще.

Тревожность может мешать усваивать знания или демонстрировать их. Обычно проблема не в том, что ребенок мало занимается и надо больше, а именно в его страхах: не оправдать ожидания родителей, быть смешным в глазах одноклассников, боязнь насмешки или окрика учителя. Здесь может помочь работа с психологом, помощь в налаживании контакта с учителем, объяснение учителю особенностей ребенка, пересмотр своих ожиданий (дети не обязаны удовлетворять наши амбиции). Бывает, что с учебой все в порядке, а вот отношения со сверстниками и взрослыми не ладятся. Тут тоже может быть полезен психолог и специальная работа, направленная на снижение тревожности, принятие себя и развитие коммуникативных навыков.

Исключение – школьная травля. Когда ребенка травят в школе, не нужно и, более того, очень вредно и жестоко пытаться учить его иначе общаться, предлагать игнорировать обидчиков, «держать удар» и т. п. Травля – это всегда системная проблема, а не проблема ребенка. Надо либо инициировать работу школы по преодолению сложившейся ситуации (с помощью администрации, учителей и психолога), либо менять школу.

Чего делать не стоит

  • Воспитывать в ребенке «характер», жестко заставляя преодолевать свои страхи. В стрессовой ситуации тревожные дети обычно не мобилизуются, а наоборот, впадают в ступор. С ними может происходить так называемый тревожный распад деятельности, когда ребенок теряет способность делать даже то, что неплохо умеет. Пара особо «удачных» воспитательных акций, и ребенок надежно укрепится во мнении, что он точно глупый, беспомощный, неспособный и ни на что не годный.
  • Высмеивать его опасения и страхи. Даже если это мягкая ирония или семейный юмор. Для него его переживания очень серьезны (как и основания для них).
  • Говорить, что он не должен волноваться (или волноваться так сильно). Поверьте, если бы он мог, он бы не волновался. Лучше дать сыну или дочке возможность рассказать о своих переживаниях, посочувствовать и предложить вместе поискать выход.
  • Пугать его своей тревогой и чрезмерно опекать. Иногда родители, обеспокоенные уязвимостью и ранимостью ребенка, воспринимают любую ситуацию как потенциально травматичную для него. Например, первое, что спрашивают по возвращении из школы: «Тебя кто-нибудь обижал?»
  • Регулярно указывать на его недостатки. Такие дети, как правило, и так отлично осведомлены о своих «слабых» сторонах. А родители – это, вообще-то, тыл и поддержка!