×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+

8 марта глазами казахстанских феминисток

06 марта 2018 ДО Life/Личный опыт

«Меня воспитывали как свободного человека, а не как «тыжедевочку»», «моя лучшая подруга – мама, мы обе феминистки», «…такими вольными интерпретациями 8 марта мы лишь усугубляем, укрепляем стереотипы о роли женщины в обществе», – Жанар Секербаева, Зоя Фалькова и Александра Прощенко делятся с «Домашним Очагом» своими взглядами на праздник, воспитание детей и нерешенные гендерные проблемы.

Зоя Фалькова,
казахстанская художница, феминистка

8 марта – день борьбы женщин за права и равенство в обществе. Важно, что у женского движения есть свой день, это говорит об актуальности проблемы. К сожалению, сейчас он становится чем-то совершенно противоположным – «праздником цветов, женственности и весны». На 8 марта женщинам могут пожелать быть «украшениями офиса», например, что прямо противоречит смыслу этого дня. Украшение – это вещь, функция, но никак не личность. А пока женщин рассматривают только как набор функций, а не как личностей со свободой воли и выбора, борьба за женские права и равенство будет оставаться на повестке дня.

В нашей семье мы стараемся уважать взгляды друг друга. Меня воспитывали как свободного человека, а не как «тыжедевочку», за что я очень благодарна своим родителям, особенно маме, которая всегда отстаивала право своих детей на самоопределение. Важно уважать ребенка как человека, как личность, понимать, помогать и направлять. В этом случае есть шанс вырастить свободного, умного, всесторонне развитого человека, для которого неравенство, в том числе по половому признаку, будет просто недопустимым. Именно к этому и стремится феминизм. 

Чего точно не нужно делать, так это применять насилие в качестве воспитательного метода, навязывать гендерные стереотипы, дрессировать детей. Подавление ведет к насилию, насилие – к еще большему насилию и подавлению, и это формирует замкнутый круг несвободы, агрессии и зашоренности мышления. Такие системы и порождают все эти «превосходства» – по признаку пола, расы, происхождения, etc.

Феминизмов много разных, и каждое движение ставит перед собой собственные задачи. Но их всех объединяет одно – то, чему и посвящен праздник 8 марта – борьба за женские права и равенство в обществе. И впереди все еще много работы. Просто почитайте комментарии к репостам этого материала в фейсбуке, например. Они скорее всего отлично проиллюстрируют это утверждение.

Александра Прощенко,
журналистка, феминистка

Восьмого марта нужно проводить всевозможные женские конференции – по защите прав женщин, по борьбе с сексизмом в обществе. Самое время собраться с подругами и пойти на марш, а вечером – на женский стендап или какой-нибудь квир-перфоманс. А вся эта мишура в пост-советских странах, цветочки и тортики, «спасибо нашим девочкам за их улыбки и украшение нашего офиса», в то время как девочки, вообще-то, профессионалки (которым не за улыбки платят, а за работу) – полная чушь, конечно. Ах да, и тарелки из-под тортиков девочки-профессионалки потом сами моют: их время менее ценно, чем время коллег-мужчин! Многим женщинам это уже надоело, их с каждым годом все больше – и это хорошие перемены.

Самая близкая моя подруга и родственница – мама, и да, мы обе феминистки. Мы все время обсуждаем новости, книги, друзей, различные ситуации. Так мы и пришли к феминизму: через постоянные разговоры о том, что мы прочитали или услышали на эту тему.

Мама не в восторге от любых стереотипов, включая гендерные, и всегда позволяла мне делать то, что хочется, слушала меня, поддерживала любое решение. Это женщина, которая привила мне уверенность, что я все смогу и у меня все получится. Чего она не делала – не манипулировала, не пыталась понизить самооценку, не пыталась проучить или обмануть, не хотела, чтобы я была как все.

Как воспитать феминистку или феминиста? Отказаться от гендерных стереотипов и слушать, чего хочет ребенок, а не чего от него/нее хотят остальные. Девочка хочет на день рождения набор юного роботехника? Не надо пихать ей куклу вместо. Не хочет носить юбки? Пусть не носит. Дочка хочет краситься в девять лет? Посмотреть вместе десять разных бьюти-видео на ютубе, а не запрещать; показать, что подойдет для будней, а что для вечера. Сын хочет краситься в девять лет? То же, что и для девочки, но с учетом возможных проблем в школе: составить список мест, где он может носить макияж/юбку и при этом оставаться в безопасности. Во всем поддерживать. Прививать эмпатию, учить помогать другим. Честно отвечать на вопросы про людей, про страну, про общество, про секс, про контрацепцию, про согласие и отношения с другими людьми. Не стыдить, не манипулировать.

Феминизм – ключ ко взаимному уважению в обществе и к ликвидации необразованности. Не-феминисты обычно просто неграмотные люди. Они верят в «женскую и мужскую энергетику», что все мужчины рождаются со способностями к математике, а у женщин «от природы» любовь к мытью унитазов. Верят, что женщина быстрее «изнашивается» – покрывается морщинами, тускнет и стареет – если у нее много сексуальных партнеров, а мужчина лоснится и хорошеет. Противники феминизма ничего не знают о социологии и биологии, им гораздо интереснее годами пересказывать байки про ключ и замок (чайник и чашку), чем разок прочитать хотя бы страницу в Википедии. Все образованные и воспитанные люди феминисты – и мужчины, и женщины, и не-бинарные люди. Задача феминизма – принести знание в мир, вот и все.

Жанар Секербаева,
соосновательница инициативы «Феминита» (www.feminita.kz), активистка ЛБКТ-движения, исследовательница, докторантка Университета Цукубы

Праздник 8 марта – это праздник женской солидарности, знаменательная дата борьбы женщин за свои права. Организация Объединенных Наций объявила 8 марта как Международный день борьбы за права женщин, а не как праздник цветов, женственности, мудрости. Я не против внимания и проявления нежности, как со стороны женщин, так и мужчин, это никому не чуждо, но все эти ненужные покупки парфюма, очереди в цветочные магазины, обязательные подарки обесценивают исторические факты о движении женщин за свои права.

Причем здесь плюшевые медведи, фрукты, шоколад и пожелания поскорее выйти замуж? Почему бы не рассказывать в этот день о Кларе Цеткин? Почему бы не говорить о Назипе Кулжановой, одной из первых казахских женщин-журналисток, педагогинь, активисток? Почему не информировать женщин о их правах? В условиях нейтрального отношения общества, даже порой равнодушного, к правовой ситуации в Казахстане такими вольными интерпретациями 8 марта мы лишь усугубляем, укрепляем стереотипы о роли женщины в обществе. Ее роль – не стоять у плиты и не собирать носки мужа по квартире, а проявлять инициативу, защищать свои права, получать новые знания, решать самостоятельно, какой будет личная жизнь, работа, карьера, выбор партнера или партнерки.

Моя мама – женщина, которая сделала себя сама. Она родилась в ауле и училась в сельской казахской школе вдали от больших городов. Мама выбрала путь докторки и потому поступала в университет в Караганде сама, без чьей-либо помощи. Все, что она делала и делает сейчас – пример для меня. Она – моя первая ролевая модель. Мама не называет себя феминисткой, но все, что она делает, согласуется с феминистскими принципами.

Младшая сестра сейчас в декрете, посвящает время детям, семье, не забывая о саморазвитии и том, что она считает нужным. Смелая, упорная, уважающая автономию других людей, она поддерживает меня во многом. Я благодарна за это женщинам в моей семье. И еще я очень ценю свою партнерку. Мы разделяем с ней важные, ключевые интересы в нашей жизни, как ЛБКТ-активизм, феминизм, академический активизм и мы всегда поддерживаем друг друга. Моей маме и партнерке я посвятила свою первую научную публикацию в зарубежном сборнике, посвященному спорту и женщинам. Моя статья – о дискурсивном конструировании питания у женщин в силовых видах спорта в Казахстане. Я благодарна и Галине Орловой, моей научной руководительнице в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе, Сельби Джумаевой, активистке и товарищке, моей соратнице из «Феминиты» Гульзаде Сержан и всем, кто верит в меня.

Сама жизнь сделает вас феминисткой или феминистом, когда вы не можете реагировать иначе на то, что происходит сейчас в стране. Что происходит, спросите вы. Дискриминация женщин, поощрение негативных стереотипов о роли женщин, кража девушек с целью заключения насильного брака, изнасилования, сексуальные домогательства, мизогиния, виктимизация, бытовое насилие, разница в уровне заработной платы на 30 процентов (женщины получают меньше денег за одну и ту же работу, чем мужчины). Осознавая все это, вы можете пройти мимо? Я – нет.

Я бы не хотела говорить об одном универсальном феминизме, так как они разные, со своей историей и повесткой. Мне близок интерсекциональный феминизм, который учитывает различные пересечения – класс, раса, этнос, социальный статус, возраст, сексуальная ориентация и гендерная идентичность. Его миссией является устранение различных микро- и макро- уровней дискриминации женщин, причем не только гетеросексуальных, но и гомосексуальных, бисексуальных, квир, трансгендерных, интерсексуальных. Именно интерсекциональный феминизм позволяет задать вопрос: «А есть ли сегодня те люди или группы, которые не могут говорить? Где они? Почему происходит так, что они до сих пор невидимы?» Это видение различных граней, это оптика, при которой вы уже не сможете закрывать глаза на несправедливость, насилие, дискриминацию, нарушение прав человека.

Я хочу жить в Казахстане, в котором мне не нужно бояться выходить вечером или ночью на улицу, в магазин. Я хочу жить в стране, где, например, моя дочь не спрашивала бы меня, почему ей запрещают играть в активные спортивные игры только потому, что она – девочка. Я хочу жить в стране, где мне не будет стыдно за комментарии людей в Фейсбуке, когда женщина рассказывает о случаях насилия, которым она когда-то подверглась.

 

Материал собрала Маргарита Люц

← Нажмите "Нравится" и читайте нас в Facebook
ESQUIRE PICNIC
читайте также
ДО Life
Загрузка...