ayka movie

Фото: filmotomy.com

Almaty Film Festival открылся фильмом Сергея Дворцевого «Айка» с Самал Еслямовой в главной роли, которая получила исторический не только для Казахстана, но и для всего СНГ приз – Золотую пальмовую ветвь за лучшую женскую роль. «Айка» – российский фильм, снятый казахстанцем. После впечатляющей дебютной работы «Тюльпан», вышедшей в свет 2008 году и также показанной в Каннах, от казахстанца ждали работы не хуже, как минимум.

Новая картина повествует о молодой девушке из Кыргызстана, приехавшей в Москву ради хорошей жизни. Но суровый во всех смыслах этого слова мегаполис не принимает ее, и она терпит несчастье за несчастьем. История начинается с того, что главная героиня Айка просыпается в палате роддома, где ей приносят покормить новорожденного ребенка.

Растерянная и обеспокоенная девушка идет в уборную, где сбегает из роддома, бросив своего ребенка. Она бежит сквозь глубокий снег по оживленным улицам Москвы.
Истощенная, неоправившаяся после родов Айка приходит к месту, где она подрабатывает, и, как ни в чем не бывало, присоединяется к остальным женщинам, нелегальным мигранткам, и приступает к работе.

Фото: deskgram.net

На протяжении всего фильма камера следует за Айкой, показывая нам ее страдания, борьбу с нищетой, отторжением со стороны общества, угрозами бандитов, вымогающих долг, интенсивными послеродовыми кровотечениями и опухшую грудь из-за накопления молока, которое она должна сцеживать. Грустная и мрачная история борьбы за выживание.

Дворцевой полностью повторяет стиль братьев Дарденн, который они использовали в своей знаменитой «Розетте», где ручная камера неотрывно следует за героями в самую глубь их жизни, где мы выступаем чуть ли не вуайеристами. После того, как Дарденны использовали этот стиль, длинные планы, дрожащая ручная камера, скупые диалоги и отсутствие музыки ассоциируется строго с этим бельгийским дуэтом.

Разумеется, с тех пор кинематограф значительно трансформировался, и последователей братьев стало много. Но их проблема заключается в том, что они не несут ничего интересного, оригинального или удивительного. Все, что происходит в «Айке» не шокирует и не влюбляет. Нет и той очаровывающей поэтичности, которая была в «Тюльпане», все слишком прямолинейно.

Фото: Hollywood Reporter

Мы видим жизнь кыргызских мигрантов в Москве, которая ранее не особо была заметна в кино. Фильм по большей части кажется аутентичным: присутствуют натуралистические выступления, рассказывающие социальные подробности. Но визуальная эстетика фильма не уводит в этическую сторону.
Повествования как такого мы не видим, об истории Айки так ничего и непонятно до самого конца, а сама героиня абсолютно безэмоциональна.
Тем не менее, фильм, безусловно, преуспевает в том, чтобы передать отчаяние героини в тяжелой ситуации. По природе своей женщина сделает все возможное и невозможное, чтобы выжить, не боясь при этом, что решения, которые она принимает, сделают ее не самым лучшим человеком в глазах других.

И ребенку, которого она оставила в роддоме, будет лучше там, чем с ней. Материнство – это бесконечно странная и сложная штука.

Автор: Злата Янович

Понравилось?

Еще больше GOOD материалов в нашем Instagram!

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта