На сегодня казахские традиции все еще сохранили свои истоки. В особенности, не изменился обряд құда түсу. Это заключение брачного союза родителями молодых, а также одна из обязательных традиции перед предстоящей свадьбой.

Құда түсу — это когда родители и родственники влюбленных официально знакомятся. Позже они обсуждают все важные вопросы и нюансы касаемо свадьбы. 

Какие виды құда түсу существуют

Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда —  это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.

«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.

Сватовство

Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник. 

В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».

На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.

Ұрын той

Согласно старинным казахским традициям, урын той (урын келу) называли первое свидание молодых, в котором они с друзьями весело проводили время. 

На данный момент никто не придерживается этой традиции, так как он потерял свою актуальность. Также по-другому его расшифровывают, как — гулянки среди молодежи, в это время  невесты могли задаривать братьев и сестра жениха презентами.

Как жених забирал невесту?

В день бракосочетания жених весь наряженный приходил за своей любимой в родительский дом будущей жены. По традиции жених должен быть одет в казахский наряд, и желательно в самый роскошный, так, чтобы его ни с кем не спутали.

На сегодня мужчины, в основном, надевают костюмы. Но есть и те, которые предпочитают традиционные костюмы. В казахском стиле — это головной убор (борік) и нарядный чапан, на котором вышиты казахские орнаменты.

Чтобы увидеть свою любимую, жениху в обязательном порядке нужно было выполнять ряд заданий. Если у него не получалось, или же он не хотел этого делать, то выплачивал штрафные в виде денег.

К счастью, в современном мире данная традиция все еще актуальна. Обычно, задания для жениха придумывают друзья и родственники невесты.

парочка в казахском костюме

«Құда түсер»

Приезд гостей, а точнее сватов называют «қуда түсер». О приезде сватов заранее будут знать родители девушки, и начинают накрывать на стол, пригласив всех близких родственников. На столе они подают традиционные казахские блюда. Во время угощения, главный қуда (сват), потихоньку начинает поднимать тему их визита: «у вас есть прекрасная дочка, у нас уже взрослый сын». 

 Молодой человек и невеста в период қуда түсу не должны быть вместе и присутствовать на празднике. Как оказалось, встреча родителей молодой пары должна пройти без их участия.

Если отец девушки, соглашается на предложение құдалар, то обе стороны одаривают друг другу презентами, как и необходимо по традиции: қүда тарту, құда аттанар, ат байлар и т.д.

Бас құда

Бас куда — это главный человек со стороны сватов. Отец парня, и отец девушки являются — бауыздау құдалар, что означает самые близкие. Бас куда (главный сват) если верить традиции должен и даже обязан заботиться о новоиспеченной невесте.

Также существует в свадебных традициях казахов и ответный визит родителей девушки к сватам, называется он «Бата аяқ». Во время этого визита обе делегации ставят окончательный вердикт касаемо свадьбы.

Қалың мал (выкуп)

После того, как между сватами пройдут все официальные части. По обычаю, сторона жениха должна была заплатить «қалың мал», который раньше выплачивался скотом. Сейчас же обычай выплаты калыма поменялся. В разных частях казахстана, он разный. 

Киіт 

Перед тем, как сваты покинут дом невесты, отец невесты дарит по традиции «киит», то есть подарки. Ценный «киит» получает папа жениха. Другие же кудалар получают «киит» по степени близости, родства. Если семья состоятельная, то «киит» отцу жениха – это стадо  лошадей, много чапанов, обязательным является подарок в виде верховой лошади. Не остаются без презентов, и приехавшие со стороны невесты сваты. Им конечно, не дарят большие подарки, как отцу невесты, но все же не оставляют без внимания. Как многим известно, сейчас калын мал дают деньгами, а киит все также сохранился.

Құйрық-бауыр

Куйрык-бауыр — традиционное угощение из печени и курдючного сала. Это блюдо указывает на то, что сватовство прошло на отлично. Также, это является неким доказательством того, что сватовство состоялось. Этот прием налагает на родителей с обеих сторон обязательства. В случае, если сватовство по некоторым обстоятельствам прервется, то виновная сторона платит неустойку и возвращает полученный калым.  По форме оно выглядит так: похож на бутерброд, но сверху печени накладывают курдючное сало. 

Асатады

«Асатады» — «Угощать» приехавших сватов. Как раз таки угощают курдючным салом. На сегодня это блюдо выглядит совсем по-другому. Сейчас его подают на шпажках, так его можно съесть без остатка, как положено по обычаю. Сваты во время угощения желают друг другу: «Бауырдай жақын – құйрықтай тәтті болайық». «Давайте будем друг другу близки как печень, и нежны как курдючное сало». После, уже в статусе официальных «кудалар» родители молодоженов проводят обряд  «Төс қағыстыру», где отцы влюбленных обнимаются. На казахском это звучит таким образом: «Құда мен құданы төс қағыстыру».

Лошадки

После ритуалов құйрық-бауыр и төс қағыстыру проводится обряд «Сырға салу«, «Одевание серег», в котором принимают участие только женщины. Невесту выводят две ее снохи (жеңге) без сережек. К делу приступают уже две снохи со стороны жениха. Они надевают на невесту привезенные серьги. На самом деле серьги также может надеть и мама жениха. Это зависит уже от региона, куда невестой пойдет девушка. Поцеловав ее и поздравив ее, сваты дарят плату за показ невесты «қыздың көрімдігі».

Также сваты со словами: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз күйеу болмайды».  «Может и существует невеста без приданого, но не существует жениха без подарков». Таким образом, сваты со стороны жениха вручают родным невесты обязательные дары:

«Өлі — тірі» «Мертвые-живые» – принесенное в жертво мясо, которое делят между родственниками новоиспеченной невесты. 

«Той малы» «Животное на свадьбу» — на данный момент эти обряды дарят в денежном эквиваленте.

«Сүт ақысы» «Оплата молока» – здесь дарят подарок матери невесты.

«Жігіт түйе» «Джигит верблюд» – в этом обряде нужно сделать подарок отцу невесты в виде верблюда.

Құдалық

Сватовство после большой свадьбы делает сторона жениха, чтобы как полагается встретить сватов. Есть даже поговорка – «Құдалықтың белгісі – барыс келіс», «Знак сватовства – взаимные визиты».  Но сейчас зачастую кудалык со стороны жениха проводят в день куда тусу, а құдалық родственников невесты проводят во время их приезда на большую свадьбу. Причиной такому действию, является нехватка времени, так как на казахских свадьбах бывает огромное количество людей.

Неважно, когда проходит құдалық, ведь главной его целью является — обмен подарками. У казахов говорят: «Құдалық белгісі — киіт, қоныс белгісі — бейіт» «Знак сватовства – подарки, а знак новоселья – могилки», ну и конечно же, теплая и доброжелательная атмосфера. Также у нас говорят, что любой казах: «Уважает и чтит свата, как бога». В главном блюде бешбармак баранью голову подают свату. Также казахи при сватовстве желают, чтобы сват стал им как друг, а сватья,  как самая близкая подруга, сестра.

Обмен подарками называют – «Киіт». В этом обряде презенты делаются из одежды. Сваты заранее обмениваются списками с указанием размеров одежды каждого из членов родственников, которым будут покупать подарки. Закупают различного рода вещи:  верхнюю одежду, к примеру пальто, чапаны, костюмы, рубашки, блузки и т.д. На сегодня эта традиция в разных регионах Казахстана проводится по-разному. Некоторые сваты говорят друг другу: «Может не будем одевать друг друга» «Сіз бізді, біз сізді киіндірмей ақ қояйық». Однако, в любом случае обе стороны сватов без подарков не остаются. 

Читайте также

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта