Мария Белова: «Здесь мы говорим о страхах обобщенно, стараясь дать как можно больше практической информации. Но нельзя забывать, что каждый человек индивидуален, и нет общих, единых для всех критериев, причин возникновения, схем работы»

belova

Мария  Белова, психолог аналитического направления

Какие бывают страхи? 

Страхи бывают разными. Можно рассматривать страх по степени его интенсивности – от тревоги до фобии.  Страх может быть естественным – он соответствует возрастным нормам ребенка, и невротическим – зафиксированный страх, с которым нужно обращаться к специалисту. Бывают природные страхи – когда боятся ветра, дождя, цунами, животных и насекомых. И социальные – страхи публичных выступлений, страх контрольной, страх опозданий или страх ответа у доски.

Бывают страхи различных детских персонажей. Самые маленькие дети могут бояться Волчка, Бабу Ягу, Бабайку. Дети постарше боятся Волан-Де-Морта, клоуна из фильма «Оно». Бывают редкие, индивидуальные страхи: пораниться рыболовным крючком, страх есть пищу, на которую село насекомое, как правило, такие страхи спровоцированы взрослыми. Родителям важно знать возрастную периодизацию страхов, потому что в определенном возрасте дети боятся определенных вещей, и родителям важно отследить и вовремя оказать поддержку и помощь своему ребенку или же обратиться к специалисту. 

 

Как родителям выявить ребенка, на которых он зацикливается?

Если у родителей хорошие отношения с ребенком, то, как правило, ребенок сам рассказывает им, чего он боится. Либо это можно заметить невооруженным взглядом – ребенок становится более тревожным в ситуации, которая вызывает страх. В ситуациях, когда причина страха не столь очевидна, или ребенок сам ее не осознает, родителям будет полезно знать возрастную периодизацию страхов. Если мама знает, что дети с 3 до 5  лет могут бояться темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей или же одиночества, то ее насторожит, если ребенок перед сном попросит не закрывать дверь в его комнату или станет ночью спать со светом. Тогда она сможет обсудить чувства ребенка, поддержать его, выбрать ночник, или купить фонарик – поможет справиться со страхом. 

Как родитель может помочь своему ребенку? 

Прежде всего нужно общаться со своим ребенком, знать, что происходит в его жизни. Также  в современном мире часто родители забывают о значении игры для развития и стабильного функционирования психики ребенка. В том числе трансформация страхов происходит значительно лучше во время игры.  Очень важно, чтобы ребенок проводил время со своими сверстниками, именно в процессе игры он может «отыграть» большую часть своих страхов, тем более, если страхи возрастные.  Также родитель может помочь собственному ребенку, но в первую очередь стоит помнить, что все индивидуально. Подойдет тот или иной способ отработки страха, зависит от того, какая психическая структура у ребенка, что происходит в его жизни, чем он увлекается. Можно отметить универсальные способы работы со страхами.

 

Для начала у родителя должно быть достаточно времени. Он должен понимать, что нужно посвятить свое время и уделить внимание для работы с собственным ребенком. Если делать все впопыхах, то ни к чему хорошему это не приведет. Можно нарисовать само чувство страха, пугающего персонажа. Обсудить рисунок, а потом по желанию ребенка уничтожить, закопать, сжечь, перерисовать. Можно представить, что пугающий персонаж стал смешным. И опять же нарисовать, слепить его уже изменившимся. Второй способ борьбы со страхом — создание волшебных амулетов, артефактов, придающих силу. Мальчикам отлично помогает отрисовка кинжалов или мечей. А в случае страха природных явлений хорошо помогает создание собственных амулетов. Отчасти это связано с архетипической природой психики – в древние времена амулеты и тотемы помогали людям в их единстве с природой.

Понравилось?

Еще больше GOOD материалов в нашем Instagram!

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта