Современный мир требует от детей быть многогранными, лидировать и уметь общаться со сверстниками. Мы решили узнать у психолога, нужно ли каждому ребенку стремиться быть лидером, какие ошибки допускают родители, когда хотят воспитать сильного человека и что делать, если ребенок устал.

Валентина Фомичева, психолог 

Валентина Фомичева, психолог

Типы лидеров

Развитие навыков лидера у детей – скорее дань моде, чем необходимость. Лидерству невозможно научить. В классической психологии есть несколько категорий лидерства в обществе: 

эмоциональный лидер – умеет сглаживать конфликты в обществе;

лидер-аналитик – хорошо работает в команде, может проанализировать проект или ситуацию и дать адекватную оценку происходящего; 

лидер-интеллектуал – создает креативные идеи для достижения поставленных задач; 

лидер-организатор – рационально выстраивает задачи и распределяет ответственность в коллективе.  

Скажите, этому можно научить? Конечно, нет. Человек может быть лидером в чем-то одном: среди друзей, в семье или на работе – в зависимости от его свойств характера. На самом деле важнее  подойти к этому вопросу с другой стороны – развитие качеств личности, которые помогут ребенку чувствовать себя  комфортно в обществе.

Ошибки родителей

Самое главное – не стараться сделать из ребенка лидера везде, иначе он рискует стать выскочкой и постоянно находиться в конфликте с обществом.

В моей практике был опыт работы с мамой, которая воспитывала дочь одна. Она делала акцент на том, чтобы ее дочь росла борзой. Такое слово она использовала в своем рассказе. По мнению мамы, именно это качество сделает ребенка победителем.  Ею поощрялось поведение ребенка, которое  вызывало недоумение в обществе. Например, девочка решила пошутить над учителем – спряталась в классе. Когда учитель вышел из класса и закрыл дверь на замок, девочка начала с криками  бить в дверь, что ее забыли, обвинив в этом учителя.

Выход из конфликта. 

Основная задача родителей – научить ребенка общаться с людьми в любом обществе. 

Сейчас, учитывая ритм жизни и влияние высоких технологий в жизни, родители перестают общаться с ребенком. Теряется связь между взрослыми и детьми.  Отношения строятся по принципу должен-обязан.  Поэтому в первую очередь разговаривайте со своим ребенком. Не ограничивайтесь дежурной фразой: «как дела в школе?».

Слушайте и старайтесь давать абсолютно реальные и простые советы. Ребенок должен знать, что дома он может рассказать все без осуждения.  

Если произошел конфликт между сверстниками в школе или на дополнительных занятиях, разработайте план действий, подскажите, как выйти из ситуации.

Не ходите разбираться с обидчиками самостоятельно. Тогда точно об авторитете ребенка можно забыть, и насмешек ему не избежать.

Поговорите с классным руководителем или с родителями детей-участников конфликта. С последними лучше поговорить по телефону, если не получается лично. Но не надо выносить конфликт на обозрение общего родительского чата класса. В диалоге основной принцип договориться и избежать похожих ситуаций в будущем, а не доказать свою правоту и тем более не грозить связями.

Сейчас очень модно отдавать детей в секции по различным видам единоборств. Многие считают, что это развивает физические данные, закаляет характер, и ребенок сможет постоять за себя. Да верно, но не стоит забывать, что проявлять в споре физические усилия – последнее дело. Об этом ребенок должен знать, особенно об ответственности.

Как быть когда ребенок устает?

Нужно четко понять, почему ребенок решил бросить кружок. Действительно надоело или может быть переутомление. В идеале у ребенка в младшем звене школы должен быть один вид кружка. В среднем и старшем звене  максимум три направления дополнительного образования. Важен и режим дня. У детей и подростков должен быть хороший восьмичасовой сон. Тогда вероятность переутомления будет ниже.

Что касается «перегорел».  Бывает, конечно, но не стоит бросать полностью, предложите сделать перерыв на месяц/два или сократить количество занятий в месяц. Сразу уходить не стоит. Если речь идет о спорте, купите новую форму или модный девайс, который можно использовать во время тренировок. 

Бывает, что ребенок не знает чего хочет или не может принять решение, возьмите пробные уроки и походите по различным кружкам. Ведь пока не попробуешь, не узнаешь нужно ли это тебе. И после дайте время подумать несколько дней, что понравилось. Дайте возможность ребенку проанализировать направления. И обязательно спросите, почему именно этот вид увлечения  привлек внимание. Из аргументов будет понятно, действительно стоит идти  или повременить. 

Нужно быть готовым, к ошибкам ребенка. В конце концов, взрослые всегда ли принимают правильные решения?

Однако требуют от своего дитя четкого понимания. Наука самостоятельности постигается в процессе проб и ошибок.

Заставлять или нет? 

Иногда стоит, особенно если речь идет о получении базового образования. Чаще возникают проблемы с  учащимися  начальной школы – основополагающей. Насколько ребенок научится быть ответственным в первые 4 года, так и будет учиться дальше. Важно научить его  находиться  в системе образования комфортно. Старайтесь делать  уроки в игровой форме. Пусть ребенок  объяснит, чему научился. Главное – не делайте уроки за него, но пусть он знает, что вы поможете. Если все же не получается договориться делать уроки без конфликтов, воспользуйтесь  услугами репетитора, но не повышайте голос. Обычно это не дает желаемого результата.   

Понравилось?

Еще больше GOOD материалов в нашем Instagram!

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта