×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+
Дети / 09 августа 2018

Учитель-тиран: как обезопасить ребенка

Многие из тех, кто когда-либо учился в школе, имели опыт общения с учителем, которого боятся все одноклассники. В современном Казахстане все еще встречаются педагоги, которые пересекают грань «учитель – ученик» – об этом в материале рассказывают ученики алматинских школ. Как обезопасить ребенка от учителя-тирана, распознать его, суметь не бояться дать отпор или обратиться в нужные инстанции, советует психолог Елена Трякина. 

учитель тиран злой

Бике, 16 лет:

С «тиранией» я не сталкивалась, но лично на себе ощутила, как неравно некоторые учители относятся к учащимся, подбирая некорректные выражения или вовсе переходя на личности.

Однажды на уроке учительница, которая меня не любила, пересадила меня через 4 парты от всего остального класса, чтобы я не мешала никому учиться и при всех говорила, что ей не нравится мое имя, якобы, такого не существует.

Я считаю, что настоящий учитель относится ко всем абсолютно одинаково и без личной симпатии или неприязни оценивает в первую очередь знания учащегося. То, что некоторые педагоги относятся к определенным детям по-разному – исключительно их непрофессионализм.

Луиза, 13 лет:

Сама я не сталкивалась с таким, а мои одноклассники – да. Некоторые учители без видимой причины начинали жестко занижать оценки, делать замечания просто так, ругали за списывания, хотя этого не было.

Раньше у нас была учительница, которая сделала список из всех своих учеников от самого умного к самому глупому и гордилась тем, что большинство ее учеников – двоечники, причем по ее вине.

Лично я отношусь к этому с малой злостью, потому что таким способом учитель показывает отсутствие педагогичности и иногда мозгов.

Влад, 17 лет:

Да, я с таким сталкивался, причем много раз. У нас была одна учительница в школе, которая меня не любила и постоянно искала причину поставить двойку. Я мог «громко» листать учебник, поправлять волосы, проситься в уборную, но наказание всегда было одно. Вообще, я к этому отношусь плохо. Понятно, что у них много работы, нервов, но это не повод срываться на детей.

Вика, 14 лет

Одно время уроки вела учительница, которая меня невзлюбила, без видимой причины. Она орала на меня за то, что я шмыгаю носом, за то, что я ерзаю на стуле, за то, что качаю ногой. Я бы нормально к этому отнеслась, если бы действительно этого заслуживала, но я всегда очень старалась по ее предмету, поэтому я просто невзлюбила ее в ответ.

Практикующий психолог, психоаналитик Елена Трякина

психолог Елена Трякина

– Елена, расскажите, по какой причине происходит давление со стороны учителей и встречается ли это в вашей практике? 

– Такое встречается и в практике, и в жизни. Прежде всего, дети, учители и родители – это люди со всеми присущими им качествами. И, к сожалению, не все педагоги – это люди, которые хотели бы ими быть.

Часто они приходят работать в школу уже с не пережитыми комплексами и проблемами и, естественно, бывают моменты вымещения именно на детях.

Но, смею заверить, для справедливости, родители, которые конфликтуют с учителями и показывают своим детям пример некорректного общения с ними – это проблема, нарастающая с каждым годом все больше и больше. Поэтому, я даже считаю, что она более актуальна, нежели первый вариант.

– Существуют ли определенные типы детей, которые могут заслужить предвзятое отношение?

– Думаю, что да. Здесь целый спектр разных взаимоотношений. Все, в первую очередь, зависит от личности учителя. Привычный вариант – учителям часто не нравятся «неудобные» дети. Кстати, если уж на то пошло, я сама была тем ребенком, который нравился не всем учителям лишь по той причине, что мне просто разрешали быть собой. Есть такое понятие, как «комплекс послушного ребенка». Это дети, которые стремятся нравиться. А вот есть дети, которые не стремятся – это и есть «сложные» дети. Но прошу заметить, что дети, которые хотят всегда нравиться, имеют большие проблемы по жизни.

учитель строгий злой

– Зачастую родители затрудняются определить, действительно к ребенку плохо относится или же он просто обманывает их, скрывая свои проступки. Как в такой ситуации выявить учителя-тирана?

– Важнее не просто выявить, а говорить детям о профилактике таких вещей. Если у вас будет ежедневный диалог со своим ребенком, то, наверное, для вас такая ситуация не будет неожиданностью. Поэтому я часто говорю родителям, что средство профилактики очень простое. Разговаривайте со своим ребенком. Устали, у вас нет времени? Не годится. 15 минут и только со своим ребенком. Тогда и проблем просто не возникнет.

– Что делать, если с ребенком не разговаривают? К кому ему обратиться в таком случае?

– У нас существуют службы доверия. Главное – не молчать. Нужно всегда искать контакт. Социум и люди вокруг не злые, все любят поговорить. Часто говорят о бездушности и равнодушии современного общества, однако это не так. Искренний человек всегда найдет поддержку.

– Чем руководствуется учитель, когда выбирает «жертву» в классе?

– Я бы, конечно, сказала, чтоб вы пожалели этого учителя, но жалеть я его не хочу. Как говорится, «собака бывает кусачей только от жизни собачей». Но это не к тому, чтобы простить и понять.

Дети для них – удобная аудитория для вымещения, решения внутренних личностных проблем.

Я читала исследование о том, каких людей точно не должно быть среди педагогов – это личностей с властными амбициями и с низким уровнем силы воли, культуры и способностью это реализовывать. Согласитесь, дети в этом случае – то, что им подходит. То есть, у подобных учителей легкая и незаслуженная власть.

– Как можно отличить тирана от строгого учителя?

– Строгий учитель уважает личность. Для учителя-тирана личности не существует. Вот и все.

– Существуют определенные регионы распространения данной проблемы? Можете ли вы их выявить по своему опыту?

– В Алматы об этом говорят больше, чем в других городах. Именно здесь люди понимают, о чем идет речь. К большому сожалению, в более отдаленных регионах это воспринимается как должное, по умолчанию. Там люди не совсем понимают, что учитель не всегда прав. Но, также, я наблюдала и примеры исключительно самоотверженных учителей именно там. Учитель из провинции – высококультурный и интеллигентный человек. Такие контрасты.

– Стоит ли ребенку пытаться понравиться учителю?

– Довольно распространенный вопрос. Я всегда говорю, что навыки холуйства – это вряд ли то, что родители хотели бы вырастить в своем ребенке. Надо будет – научится сам, но это уже будет его история и жизнь. Подольститься, чтобы тебя полюбили? А потом ты так и будешь всегда любовь покупать? Это вряд ли то, что присуще сильному человеку.

– Какой совет вы можете дать родителю ребенка?

Я думаю, что родителям нужно начать выполнять самую сложную воспитательскую работу. Все, что сейчас сделает родитель, станет алгоритмом решения социализации для ребенка, не правда ли? Поэтому родители должны быть предельно внимательны.

Если переводить ребенка все время из школы в школу, то вы выработаете у него комплекс беглеца, и именно так он будет реагировать на любую жизненную трудность.

Это плохо. Совершенно не должно быть «реакции беременной волчицы», которая бросается защищать детенышей. Конфликт должен решаться так, как вам хотелось бы, чтобы ваш ребенок потом их решал в дальнейшей жизни. Нужно собрать максимальное количество информации, проявить чудеса коммуникации, как бы ни был вам неприятен учитель. И при этом стараться быть непредвзятыми.

Главное помнить, что задели не вас, а у вашего ребенка случился конфликт, и вы, в конце концов, не волчица, вы – мать. Вы должны показать ребенку, как правильно решать проблемы, чтобы у вас не вырос ребенок из «хрупкого поколения».

В наши дни выросло целое поколение детей, не способное решить ни одну эмоциональную проблему.

И это, кстати, по моему мнению, причины роста суицидов среди молодежи. Ребята просто не могут справиться с проблемами и накладывают на себя руки. И эти дети к тому же не доверяют взрослым, потому что те не показали, что могут помочь социализироваться. Об этом хрупком поколении, кстати, очень часто пишут в США. Я этот опыт перенесла на нас и поняла, что проблема существует.

Интервью: Диля Ахмадиева

Понравилось?

Еще больше GOOD материалов в нашем Instagram!

Дети
Загрузка...