×
Понравилась эта статья?
Больше интересного через
Facebook
– подпишитесь!
Домашний Очаг Kazakhstan
18+

Зачем казахи едят жир на сватовство?

Редакция «ДО» решила разобраться, зачем сватам нужно есть курдючное сало и печень, почему важно проводить этот ритуал и каковы первоистоки необычной традиции  «Құйрық-бауыр асату».

Казахи издревле очень серьезно относились к созданию семьи. Именно поэтому существует множество обычаев, связанных со сватовством и самой свадьбой. Конечно, не все традиции дошли до нашего времени. Многие из них видоизменились за это время и адаптировались под современный уклад жизни. Но есть основные обычаи, которые соблюдаются в современном обществе по сей день, и о них важно знать.

Перед свадьбой жених со свитой из родственников и близких друзей семьи приезжает свататься к родителям невесты. Сторона невесты накрывает праздничный «Дастархан» и радушно встречают гостей.

По случаю сватовства в доме невесты заранее отваривают курдючное сало баранины. Его готовят около двух часов. Отдельно готовят печень говядины или баранины. Курдюк и печень нарезают на квадратные кусочки, нанизывают вместе на зубочистку и выкладывают на тарелку. Во время застолья одна или две снохи (жеңге) этого дома выносят приготовленное блюдо и предлагают угощение всем гостям со словами «Бауырдай жақын, қуйрықтай таттi болыңдар». Эта фраза призывает к братскому родству, а курдюк сравнивается со сладкой жизнью.

В казахском языке «бауыр» (печень) имеет второе значение «брат».

А курдючный жир занимает свое особое место в казахской кухне: без него не обходится ни одно национальное блюдо. Считается что курдюк придает блюду особый вкус.

Его также ценят в народной медицине и используют от многих недугов по сей день. Очень важно, чтобы каждый из присутствующих отведал оба ингредиента.  Блюдо не возвращается пустым на кухню. Главный сват должен оставить плату за угощение. Полученную выручку уносят снохи и делят между помощниками на кухне или раздают детям.

Песни, посвященные этой традиции, исполняются во время обряда:

Құда, құда дейсің-ау,

Құйрық-бауыр жейсің-ау.

Құйрық-бауыр жемесең,

Несіне құда дейсің-ау.

 

Ты называешь меня сватом,

Угощайся печенью и курдючным салом,

Коль не отведаешь ты угощенье,

Зачем зовёшь меня ты сватом.

 

Раньше проведение данного ритуала считалось свидетельством официального сватовства. При возникновении споров «вещественным доказательством» считался проведенный обряд – после «құйрық-бауыр асату» уже нельзя было отступать. Если же сторона жениха отказывалась от свадьбы, выплачивалась неустойка. В случае, когда инициатива была проявлена со стороны невесты, калым и подарки возвращались.

В разных регионах Казахстана проведение этого обряда может немного отличаться. Но смысл его всегда один – получать удовольствие от сладости общения.

 

 

Понравилось?

Еще больше GOOD материалов в нашем Instagram!

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Я соглашаюсь с правилами сайта

‡агрузка...
-->-->
Новости партнеров